1,72 Mb. страница22/23Дата конвертации30.09.2011Размер1,72 Mb.Тип Смотрите также: 22 ^ 3. Государственное регулирование трудовой миграции Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления поло]жительного эффекта необходимо использовать арсенал средств поли]тики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран. Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. В связи с противоречивостью последствий миграции государствен]ное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на со]кращение потоков миграции. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании внешнеторговых потоков. Уже в конце ХVIII в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX в. многие европейские страны приняли законы, ограничившие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует и поныне. ^ В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения. Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы. Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицирован]ным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оп]лате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жи]лья, при попытке получить образование, при обращении за меди]цинской помощью и т. д. Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства. Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов: профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности). Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что подтверждается соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтвердить или оценить в принимающей стране. Стаж работы по специальности должен быть от 2 до 5 лет (Кипр - 2 года, Австралия - 3 года, США - 5 лет); возрастной ценз (обычно 20-40 лет); состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями); социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий); квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран Азии, Африки). Экономическое регулирование трудовой миграции включает: уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство; первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента; налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов; ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране. В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции (депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение). Они могут налагаться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Если в стране увеличивается без]работица государство может: ограничить въезд иммигрантов; выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества; стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов. В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторон]ними межправительственными соглашениями, так и многосторон]ними. Действуют Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бе]нилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция). Странами ЕС в конце 1991г. разработаны кратко-, средне- и долгосрочно действующие стратегии и различные инструменты сдер]живания потоков нелегальных мигрантов. Большинство принимающих стран сочло выгодным проводить поли]тику отбора иммигрантов, допускаемых в страну. Иммиграционные правила пересматри]ваются в сторону поощрения «притока умов» и ог]раничения притока неквалифицированных рабочих. Объясняется это тем, что высококвалифицированные специалисты, владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными нетто-налогопла]тельщиками. Такую политику осуществляют США, Канада, Великобритания и другие богатые страны. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов неодинаков по разным странам, но обычно они относятся к одной из следующих категорий: работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную р
Тема мировая экономика и мэо 3
3. Государственное регулирование трудовой миграции - Тема мировая экономика и мэо 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий